?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Муррайя

Муррайя – еще один  изумительный представитель семейства рутовые. Это очень неприхотливое деревце с красивой кроной и глянцевыми темно-зелеными листочками. Но, конечно, главное в муррайе - это цветы.

 цветём :), моя муррайя

 

Они появляются на растении в течение всего года, летом цветение более обильное. Даже одного цветочка достаточно, чтобы вся комната наполнилась великолепным ароматом с нотками жасмина. После отцветания на растении созревают нарядные ягодки. У муррайи метельчатой и муррайи иноземной они оранжевые, а у муррайи Кёнинга, того самого дерева карри, листья которого используются при приготовлении знаменитой индийской смеси специй, ягодки черные.

Моей муррайе уже больше 10 лет. Я купила ее в ботаническом саду совсем крошкой, растение, буквально, состояло из семядолек и грозди цветов. И обнаружила в оранжерее я ее по запаху - в поисках источника аромата мечты я перенюхала все, даже бегонии, которые по определению не пахнут. Потом пришла сотрудница оранжереи, сжалилась надо мной и показала, кто же так чудесно пахнет. Не передать словами, как я была удивлена, увидев такое крошечное растение, да все в цветах :). Мое деревце сейчас около 60 см в высоту и скоро будет метровым в поперечнике, оно решило расти в ширину, я ему не мешаю.

 моя муррайя

Самую роскошную муррайю я видела в Главном ботаническом саду. Огромное дерево встречает гостей прямо у лестницы, ведущей в оранжерею, с которой начинаются экскурсии. Летом она  невероятно буйно цветет – сравнить это можно с цветением яблонь, а запах такой, мммм… Ну, это надо видеть и нюхать)))

муррайя в ГБС, пока без цветов :)

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
ufenok_aroid
Jun. 3rd, 2009 07:24 am (UTC)
И солидный же возраст у твоего деревца! А красивое какое! Показывай, когда будет в полном цвету.
Все никак не побываю в оранжерее ГБС. Хотя очень хочу. Надо все же добраться.
e_lemon
Jun. 3rd, 2009 07:49 am (UTC)
да, это один из моих долгожителей :)

а самая долгоживущая у меня пальма финиковая, я ее году в 94 посадила из косточки :), она сейчас с меня ростом, хорошо даже, что она долго росла в темной квартире, не смогла вымахать огромной, пальмы же обрезать нельзя :) - пришлось бы отдавать ее :)))

а в ГБС просто прекрасная коллекция, жалко только до слез, что у них такая жуткая разруха, в некоторые оранжереи периодически не пускают, потому что стекла падают, зимой у них что-нибудь вымерзает из-за проблем с отоплением и стеклами этими, опять-таки воруют наши потрясающие граждане. с воровством - это по-моему вообще клиническое свинство. причем, там через дорогу есть оранжереи, где продают и комнатные и садовые растения по очень даже божеским ценам. я там черенок гилоцереуса треугольного (редкий лесной кактус с огромными, с тарелку, белыми душистыми цветами) купила за 20 рублей этой весной, и это черенок с салатный огурец величиной, по-моему это называется даром. я там первые свои редкие растения покупала :)... грустно все это - по идее он мог бы быть одной из главных московских достопримечательностей, а на деле там царит нищета и запустение. энтузиасты умудряются за нищенскую зарплату сохранять все это богатство, конечно сплошной подвиг

другое дело - ботанический сад МГУ, вот туда конечно капитально вложились, он очень ухоженный, "вылизанный", территория меньше в разы, но каждый сантиметр облагорожен :), там очень красиво, и оранжерея тоже шикарная. еще у них в разы лучше, чем в ГБС все организовано - есть сайт с расписанием экскурсий (www.hortus.ru), можно как-то все спланировать, часы работы удобные, в выходные они работают. а в ГБС часто едешь на удачу, непонятно сможешь попасть на экскурсию или нет, в воскресенье они не работают, реальнее всего попасть на экскурсию днем, часам к 12 или к двум, туда я обычно выбираюсь, когда у меня свободный день и полно времени :)))
ufenok_aroid
Jun. 4th, 2009 05:47 am (UTC)
У меня из долгожителей только замиокулькас. Ну и до некоторой степени монстера, не раз обновлявшаяся черенком с одного и того же растения.

А оранжереи, где продают растения, работают так же прихотливо? Много о них слышала, но ни разу там не была.
Да, вот с расписанием непонятно. И хотя временем в середине дня зачастую располагаю, не хотелось бы ехать так далеко, рассчитывая лишь на удачу.

На меня гнетущее впечатление произвели оранжереи Питерского ботанического сада. До того гнетущее, что даже заходить не стала. :-(
e_lemon
Jun. 4th, 2009 06:00 am (UTC)
питерский ботсад по сравнению с ГБС очень даже в хорошем состоянии, в ГБС реально разруха, как после войны, но очень интересная коллекция. только, конечно, когда смотришь вокруг - расстраиваешься, что все в таком запустении. но, тем не менее,я все равно стараюсь несколько раз в году там бывать, все время что-то цветет-растет-колосится :), интересно на все это посмотреть ))

значит, надо идти в оранжерею ботсада МГУ, они прямо рядом с метро Проспект мира, там разрухи нет и работают удобно :)

а ГБСовские оранжереи, где продают растения, работают только по будням часов, по-моему, с 9 утра и до пяти вечера, обед с 12 до часу
комнатные цветы продают в 4й оранжерее (нужно спросить в магазинчике как туда пройти
в магазин они по-моему выставляют цветы "какие не жалко", обычно они представляют собой очень печальное зрелище
а в оранжерее цветы хорошие, можно выбрать большое или маленькое растение, если нет желания покупать ботву целиком, можно купить череночек, цены очень божеские :)
ufenok_aroid
Jun. 4th, 2009 06:04 am (UTC)
Мда, если питерский еще в хорошем состоянии, представляю, что творится в ГБС... Но побывать там все равно надо.

А в Аптекарский огород буквально на днях собираюсь. :-) Жалею, что пропустила пору цветения.

Насчет расписания буду знать, спасибо!
e_lemon
Jun. 4th, 2009 08:04 am (UTC)
в Аптекарском огороде практически все время что-то цветет :), пропустить там можно только какое-то конкретное растение, а на цветочки поглядеть всегда можно, с ранней весны до поздней осени, а в оранжереях так вообще круглый год :)
ufenok_aroid
Jun. 4th, 2009 08:21 am (UTC)
К сожалению, тюльпаны уже отцвели, да и сирени тоже. :-(
e_lemon
Jun. 4th, 2009 08:47 am (UTC)
там еще много всего :)
ufenok_aroid
Jun. 4th, 2009 08:55 am (UTC)
Да, только эта мысль меня и греет. :-)
e_lemon
Jun. 4th, 2009 11:38 am (UTC)
там дерево оч классное есть,если стоять спиной ко входу - оно будет по правую руку от пруда. на нем завязываются такие длинные-предлинные стручки (точно не робиния, а какая-то экзотика), говорят, оно потрясающе цветет, кажется в мае, я все время пропускаю этот момент :))
интересно, может сейчас на нем цветочки остались :))?
ufenok_aroid
Jun. 4th, 2009 12:02 pm (UTC)
Надо будет посмотреть. :-)
e_lemon
Jun. 4th, 2009 05:28 pm (UTC)
и, кстати, вроде как в этом году наконец-то откроют новую большую "пальмовую" оранжерею ГБС, этот вечнострой, которому уже лет 20 как

я честно говоря была несказанно удивлена, услышав, что он все-таки будет достроен, уже так привычно, что все "в процессе"))

уже я видела, что среди сотрудников проводят обучение, что там будет и как, про что рассказывать
оранжерея вроде будет ориентирована на поточные экскурсии, длиться они будут не больше часа, но их должно быть в день несколько и, кажется, наконец-то будет расписание
ГБСовцы переживают, что "уйдет душа" и экскурсии станут дежурными, просто средством отбивания бабла (хотя, по части денег, для ГБС это как раз было бы совсем неплохо), а вот про "душу" действительно было бы жалко - по моим впечатлениям в ГБС экскурсии получше, чем в ботсаду МГУ, они часто продлеваются по времени, чтобы ответить на вопросы, когда экскурсовод видит заинтересованных людей, то старается максимально удовлетворить любопытство посетителей, если все это сменится на галоп с комметнариями "посмотрите направо, посмотрите налево, а теперь быстренько переходим к следующему экспонату" будет, конечно, не ах...
ufenok_aroid
Jun. 4th, 2009 06:16 pm (UTC)
Жаль, что без экскурсовода там никак не обойтись. Я бы сама, без комментариев с удовольствием посмотрела. Как в пекинском ботаническом саду, в пражском... Пусть бы за мной присматривали (я не возражаю), лишь бы дали свободно походить. Ну да ладно...
e_lemon
Jun. 4th, 2009 06:30 pm (UTC)
у нас это, к сожалению, нереально, менталитет не тот
одно время они вывешивали список проишествий - воруют так, что сказать страшно
стыдно, но в гбс просят оставлять сумки в отдельной комнате, опять-таки слабодейственная, но профилактика воровства, хотя успевают и по карманам напихать и все дела
люди у нас ну очень удивительные
в том же будапеште мне безумно понравился ботсад, там все на одной территории - зоопарк, ботсад и сад бабочек, часть животных на вольном выгуле, в оранжерее нет людей, камеры наверное есть, но в глаза не бросаются, приятно погулять
и смотришь на венгров, не производят они впечатления "настоящей европы", совковый у них все-таки очень вид, а культура поведения в таких вещах совершенно другая
а, например, в московском зоопарке как-то видела на второй территории, которая через мостик, бродил павлин, так на него просто кидались дети, чтобы вырвать перо из хвоста, а родители не останавливали, смешно им было очень
уроды чесслово
у нас и ботву и зверей, к сожалению, надо защищать от людей
ufenok_aroid
Jun. 4th, 2009 06:34 pm (UTC)
Да, все это очень грустно. :-(
Однако радует, например, что на клумбах и в вазонах возле Щелковского автовокзала (а люди там ходят ну о-очень разные) цветы остаются, их не рвут. Так что я оптимист. :-)
e_lemon
Jun. 4th, 2009 06:38 pm (UTC)
это действительно здорово :)
но сейчас еще есть такой момент - озеленители (которые ну очень рано выходят трудиться )) очень оперативно восстанавливают "проплешины"
пару лет назад видела по телеку интервью, рассказывали, что до 70% цветов приходится досаживать, дачники и пр. ценители атакуют
мне кажется, это как самих себя обкрадывать - так красиво, когда в городе все цветет...
ufenok_aroid
Jun. 4th, 2009 06:50 pm (UTC)
Я рано встаю, иной раз и в 5 часов, а клумбы эти и вазоны мне из окна видны. Вроде озеленителей не замечала. :-) Конечно, где-то и рвут, уверена. Но мне кажется, наши граждане уже не так "зверствуют". Хорошо помню, как в Москве начали высаживать цветы, это ведь относительно недавно началось. Очень красиво стало!

Пока я собиралась что-нибудь возле подъезда посадить, туда кто-то (надеюсь, из жильцов) уже воткнул кустик, кажется, ирисы. :-))) В прошлом году сажала анютины глазки, но не учла, что почва слишком бедная - они очень плохо цвели. Может, надо было подрощенные, уже цветущие высаживать.
e_lemon
Jun. 4th, 2009 07:03 pm (UTC)
цветы у подъезда - это очень здорово :)
lysyj_jah
Jun. 3rd, 2009 08:38 am (UTC)
Муррайя метельчатая и муррайя иноземная - это одно и то же :)
e_lemon
Jun. 3rd, 2009 08:45 am (UTC)
ну не знаю :)
сейчас под рукой нет ботсадовской книжки, там Murraya paniculata и Murraya exotica описываются как два разных растения
здесь тоже :): http://toptropicals.com/catalog/uid/murraya_exotica&language=ru.htm и http://toptropicals.com/catalog/uid/murraya_paniculata&language=ru.htm
lysyj_jah
Jun. 3rd, 2009 09:04 am (UTC)
КУ часто пишут о том, чего не понимают :) А ботсад - это вообще отдельная история. Обычно там такими "мелочами", как уточнение систематики, никто не занимается.
Вот эта контора посерьезнее будет http://www.plantnames.unimelb.edu.au/Sorting/Murraya.html :) Самое волшебное, что я нигде не встречал описания "отличий" этих "видов".
Тут причина вот в чем: этот вид отчетливо делится на разные формы. Две из них - это nana-вариация муррайи, плюс еще - обычная (т.н. голландская). Пара наны состоит из растений с бОльшей силой вертикального роста и соотв-но таких, как у Вас, пониклых, "плакучих". Чисто внешне все они вполне однозначно относятся к той или иной группе (и некоторые их относят к разным видам), да вот в чем штука: все сеянцы с растения любого "вида" будут так же разделены на эти группы. Более рослые зацветают чуть позже.
Хитрые барыги типа Одинцова умудряются делить сеянцы с одного растения на экзотик и паникулят и продавать по отдельности.
e_lemon
Jun. 3rd, 2009 09:08 am (UTC)
Одинцов, конечно, затейник, ничего не скажешь :))))
но абсолютно разный цвет коры у взрослых растений...
короче, непонятно )))
lysyj_jah
Jun. 3rd, 2009 09:12 am (UTC)
Почему непонятно? Современная систематика однозначно подчеркивает, что это синонимы, а сеянцы с одного растения однозначно бывают двух разновидностей - вроде всё сходится :)
e_lemon
Jun. 3rd, 2009 08:55 am (UTC)
из того, что я видела живьем - различаются, например, по цвету коры
у иноземной кора практически белая, у метельчатой - темная, вот,даже видно на фото, кора темная у не слишком взрослого растения http://toptropicals.com/pics/garden/05/7/7272.jpg

у большой ботсадовской муррайи с моей фотографии кора совсем темно-коричневого цвета :)
lysyj_jah
Jun. 3rd, 2009 09:10 am (UTC)
У меня с одного растения две мурки, у одной кора белее :) Цвет коры - недостаточный признак для отнесения к другому виду :)
А на фото муррайя хлорозная и вполне может быть, что грязная.
e_lemon
Jun. 3rd, 2009 09:13 am (UTC)
ну, пущай будут синонимами :)))
( 26 comments — Leave a comment )

Profile

e_lemon
e_lemon

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow